?

Log in

No account? Create an account

Журнал дизайн-бюро «make»

День за днем.


Previous Entry Поделиться Next Entry
Дизайн — это средство улучшения мира
201-февраль
iderins wrote in we_make_lj

pavel

Интервью с Павлом Колодяжным, арт-директором и основателем дизайн-бюро «make», автором тренинга «Модульные сетки», специалистом в области разработки сайтов и интерфейсов.

Беседовал Александр Кравчук.

Павел, расскажи немного о том, как ты начинал заниматься дизайном и как появилось дизайн-бюро «make»?

С самого детства я любил рисовать, но по окончании школы пошел не в художественный ВУЗ, а в программисты, получил хорошее образование в международном ВУЗе. Какое-то время проработал в госорганах по этой специальности и в банковской сфере.

Но в какой-то момент меня всё это утомило, особенно банковская сфера — всевозможные дресс-коды, сумасшедшая ответственность… И один из моих однокурсников, работающий в рекламном агентстве, предложил попробовать себя в качестве дизайнера. Это было в январе 1999 года и вот уже 10 лет, как я в этой профессии.

Что касается «make», то это вообще была какая-то мальчишеская авантюра. На тот период я уже года три занимался исключительно фрилансом, имел своих заказчиков, сотрудничал со студиями дизайна по всему СНГ. И у меня была простая альтернатива: либо уехать в большой город, либо делать что-то своё. Исторически сложилось так (даже не знаю почему), что я решил остаться.

Четыре с лишним года назад, вместе с моим другом Юрой Ткаченко мы просто перевезли два своих домашних компьютера в отдельное арендованное помещение на 16 м². И через пару месяцев появилось название «make», которое мы зарегистрировали как предприятие. Вот так и появилось бюро.

Как из Симферополя, без переезда в более крупные города удалось продвинуть бюро до уровня весьма известных дизайн-студий?

Если честно, мы и сами не знаем.-)) Первый раз мы подали заявку «TagLine» (ежегодный рейтинг топ-100 студий дизайна СНГ) полностью «на авось» и к своему удивлению сразу попали в первую сотню. А второй раз мы заявку вообще не подавали, нам просто прислали письмо с подтверждением повторного участия. И оказалось, что за это время мы поднялись почти на 40 позиций. Думаю, что и в этом году мы сделаем ещё один шажок вверх.

Мы всегда стараемся делать свою работу чуть-чуть лучше, чуть-чуть дороже. И это процесс бесконечный. Мы никогда не останавливались на определённой планке, а постоянно пытались её для себя повысить. В этом, наверное, и есть наш рост.

Что вообще для тебя работа дизайнера? Более практическая вещь на уровне решения задач или же скорее миссия?

Интересный вопрос. Ну во-первых дизайн — это и есть решение задач. Дизайна без решения какой-либо задачи просто не существует. Тогда это называется искусство. Дизайн — вещь напрямую прикладная.

Для меня делать свою работу только ради зарабатывания денег, либо просто, чтобы применить художественные навыки, давно перестало быть основными мотивами. Я стал спрашивать себя, размышлять, искать отправную точку и объяснение тому, почему я этим занимаюсь. И определил, что для меня дизайн — это средство улучшения окружающего мира. Это придание порядка, красоты и удобства всему, к чему может прикоснуться человек.

«Make» работает в основном с украинскими заказчиками или с зарубежными тоже?

Мы работаем с разными заказчиками. Основной офис находится в Симферополе, есть представитель в Севастополе. С сентября у нас появился новый офис в Киеве, а с января — ещё и представитель в Торонто.

Знаешь, я не уверен, что дизайн имеет какой-то адрес, заказчик — тоже. Лично у меня долгое время в голове был такой барьер: мне нравилось делать дизайн для соотечественников, для людей, с которыми я говорю на одном языке, с которыми у меня один менталитет.

Но сейчас я стал смотреть чуть-чуть шире. Не важно из какой страны этот заказчик. Ведь тогда я буду иметь больший выбор. И не только в плане платежеспособности, но и с точки зрения интересных идей и задач.

С какими проблемами ты наиболее часто сталкиваешься в процессе работы и какие алгоритмы нашел для их решения?

Однозначно очертить весь круг проблем, которые возникают, конечно, нельзя.

Многие дизайнеры (и я в том числе) пришли к выводу, что работать с дураками — себе дороже. Поэтому делаются попытки определить степень адекватности заказчика до начала работ. Я часто говорю: важно не количество денег, а то как они достаются. Иногда ты можешь с радостью работать за 100 $, а иногда за десять тысяч выносят тебе мозг по полной!

Кризис. Что изменилось с его приходом для тебя и для бюро? Насколько сильно ударило по вас?

Могу сказать, что зима была тяжелой. Большое количество заказчиков отказывались от продолжения проектов, просто сворачивали разработку. Часть заказчиков сильно тормозили с финальными оплатами, были финансовые дыры…

Но кризис мне дал понять, что я, оказывается, три с половиной года работал без отпуска. А поскольку заказов было не очень много, я наконец смог его себе позволить. И за это время я многое переосмыслил.

Я вспомнил, что люблю горы, люблю походы, общаться с людьми и узнавать что-то новое, люблю путешествовать. И с апреля 2009 года я побывал в 37-ми городах, провёл 13 тренингов и 2 лекции. И ещё организовал три похода. У меня была очень интересная насыщенная жизнь, которая удачно сочеталась с работой. Поэтому кризис был для меня толчком для переосмысления. И я понял, что работа — это всего лишь инструмент, «служба обеспечения» настоящей жизни.

Сравнительно недавно в состав «make» вошла студия «Паприка». С чем это было связано, доволен ли ты результатом?

Безусловно, очень доволен. У меня появился классный партнёр: Александр Лисовский. Он отличный графический дизайнер, во многом равный мне по опыту. Теперь мы можем распределять роли: если у меня более сильная сторона — веб и интерфейсы, то на нём — вопросы графического дизайна. У нас самоорганизация на местах, а ключевые встречи мы можем проводить в Киеве или в Симферополе.

Что касается результатов, то существенных плодов, кроме начавшихся проектов и огромного количества обсуждений, пока что нет. Но учитывая, что в новом году у нас уже намечено 12 новых проектов, я уверен, что плоды будут.

Молодежь сейчас активно ищет работу в известных дизайн-студиях. Какие критерии «make» ставит перед кандидатами и каковы шансы попасть на работу в бюро?

Всё зависит от того, соответствуете ли вы вакансии. Как раз на этой неделе я опубликую 9 новых вакансий. Должности разные и требования, соответственно, тоже разные.

Кроме этого, у нас отсутствует понятие «удалённой работы». Все люди работают в команде, все должны находиться рядом, общаться, обмениваться идеями, обсуждать и генерировать что-то новое. А человек, который работает дома, как правило, варится «в собственном соку», он изолирован и на нём не сказываются позитивные качества командной работы.

Ещё очень важно, чтобы человек был, как я это называю, «с широко открытыми глазами». Он должен постоянно учиться и развиваться. Есть категория людей, которая достигает определённого уровня и «захлопывается». О них говорят: «ловит звезду». А это кратчайший путь в тупик.

Немного о тренингах и о саморазитии. Буквально на днях прошел твой тренинг «Модульные сетки». Расскажи немного о том, как появилась идея создать тренинг именно на эту тему.

Всё получилось очень спонтанно. Когда-то давно я опубликовал «Памятку дизайнеру сайтов», где рассматривал различные аспекты, которые должен учесть дизайнер, чтобы в результате получился не просто скриншот, а действующий сайт.

Статья вызвала бурный интерес и была опубликована в сетевых и в печатных изданиях. Даже зарубежные ресурсы попросили меня сделать перевод.

В статье рассматривалось несколько блоков, один из которых был посвящен модульным сеткам. И, надо сказать, что наибольшее количество вопросов и комментариев я получил именно по блоку сеток. Но в тот момент мне казалось, что тема эта совершенно не стоит рассмотрения и поэтому все вопросы я просто игнорировал. Но однажды я всерьёз задумался и решил провести небольшой опрос в блоге. Я написал, 5-6 тезисов, всё то, что могу рассказать о модульных сетках и закончил всё это фразой: «а оно вам нужно?». И в первый же день получил свыше 200 комментариев: «хочу!», «надо!», «давай!» и т.п.

После этого я принял решение садиться и готовиться. Спустя несколько недель состоялся первый пилотный тренинг. Он прошел в довольно-таки неформальной обстановке: в одесском баре, в окружении друзей.

Вот так и вышло: сделал первый тренинг, составил о нём отчет, получил кучу приглашений провести его в других городах. И на некоторые из приглашений я стал соглашаться.

Планируешь ли ты проводить тренинги в дальнейшем и развивать тему модульных сеток?

Да, у меня появились новые идеи и практический опыт, которыми я смог бы поделиться. Но пока-что это только проекты.

Что касается темы модульных сеток, то недавно в Киеве состоялся тринадцатый и последний «живой» тренинг на эту тему. В феврале, думаю, состоится онлайн-версия для тех ребят, которые хотели бы поучаствовать, но находятся в других городах. У них будет возможность меня услышать. На этом я считаю свою пропагандистскую деятельность законченной и сяду писать бумажный материал, на который я уже получил заказ. Это, видимо, будет книга.

Когда планируется выход книги и как можно будет её заказать (или предзаказать)?

Мне постоянно говорят сладкую мысль о предзаказе.-)) И коммерчески мне эта мысль очень нравится. Но на текущий момент есть куча знаний, черновиков и материала, которые нужно переработать в нормальный литературный текст, который будет интересно читать. Это большая работа и сказать, что она будет проделана быстро, я не могу. Я оптимистично хочу, чтобы эта книга увидела свет к лету.

Вопросами реализации книги я заниматься точно не буду. Но у меня будет какое-то количество авторских экземпляров, которые получат те люди, которые присутствовали на моих тренингах. Они смогут приобрести книгу со значительной скидкой именно потому, что их вопросы, советы, их поддержка и интерес давали мне силы заниматься этим вопросом.

Как думаешь, возможно по пути организации подобных авторских семинаров должен идти каждый дизайнер, чтобы повышать свой уровень и помогать другим?

Я вообще считаю, что обмен живым опытом — это очень круто! Не знаю почему, но именно у нас многие живут в каких-то изолированных мирах, где, видимо, из-за высокой конкуренции или чего-то ещё люди замкнуты внутри своих компаний. И наоборот, жители более развитых стран, абсолютно спокойно общаются, тусуются, валяют дурака вместе. И это живое общение, обмен опытом позволяет всем расти и развиваться.

Если один человек поделился своим открытием с другими, значит всё сообщество в целом от этого только выиграет. Я бы мог свой опыт и понимание сеток замкнуть в рамках бюро и выжимать это преимущество перед другими. Но я заинтересован жить так, чтобы меня окружало большое количество хорошего дизайна.

Человек воспринимает нормой то, что он видит вокруг. Если вокруг жителя Европы больше качественного дизайна, то люди (в том числе и потенциальные заказчики) быстрее формируют критерии хорошего и плохого. И когда они приходят заказать дизайн, намного больше шансов, что в мире появиться ещё одна хорошая работа.

В нашей стране на улицах только начинает появляться хороший дизайн. Но его процент очень невелик. Соответственно, большая часть окружающего визуального пространства сделано весьма посредственно. И эту посредственность наши отечественные заказчики воспринимают как норму.

Занимаясь пропагандистской деятельностью, обмениваясь опытом и стремясь делать работу лучше, мы меняем рынок и создаём новую окружающую визуальную среду. Я называю это «экологией дизайна».

Какие ещё способы саморазвития ты мог бы порекомендовать всем молодым дизайнерам?

Во-первых не бояться думать самому. Во-вторых смотреть, как думают и работают другие, общаться с другими дизайнерами.

Это можно сделать несколькими способами. Один из них — рыть сеть, смотреть дизайнерские обзоры. Есть отличные подборки западного, не-западного, какого угодно дизайна, где показаны хорошие образцы, которые могут задать тон, планку, к чему можно и нужно стремиться.

Ещё один способ — это ходить на различные дизайн-события. Неважно, это может быть художественная выставка, выставка классического либо современного искусства. Но обязательно нужно питать свои глаза, свои зрительные центры, своё воображение, чтобы оно наполнялось и в нём рождались новые образы и идеи.

Ещё кто-то рекомендует путешествовать, бывать в новых местах, общаться с новыми людьми. Но суть у этого одна и та же — питать своё воображение, питать своё сознание.

У вас в жизни обязательно должно быть ещё что-то, кроме непосредственно работы. И чем более разнообразной, разногранной будет ваша жизнь, тем больше вы сможете привнести из своей жизни в своё творчество.


Специально для проекта Александра Кравчука.


  • 1
а вообще-то не помешало бы бухнуть по такому вот поводу)))

Слых, красавЕц, нарисовался )
Надо бухнуть ) поводов вагон целый )

А стенограммы так и нет.

Чего-чего нет?
В моем жж ткни на тег «интервью», там есть еще одно в радио-версии.

Прочитал с удовольствием.
Можно афтограф? :)

Легко! Как только побываю в Днепре )
Рад, что понравилось.

Паша, я приехал в Киев и готов встречать тебя. Отличный чос, спасибо.

Понял, бро!
Обязательно надо будет при встрече — в хлам ))))

Чё там у вас в Одессе?
Тоже холодно и в снегу?

Хочу к вам ) давно-давно не был уже )

Паша, какую книгу на русском языке, по Вашему мнению можно считать наиболее полезной по модульным сеткам?

Русского автора? Или на русском языке?
Если русского автора, то лучше Владимира Лаптева пока никто не писал.

База
— «Модулор», Ле Корбюзье
— «Основы композиции в прикладной графике», Григорян Е. А.
— «Типографика», Эмиль Рудер
— «Облик книги», Ян Чихольд

Практика
— «Сетка», Йозеф Мюллер-Брокман
— «Сетка», Аллен Хёрлберт
— «Модульные сетки. Проектирование многополосных изданий», Владимир Лаптев
— «Типографика: шрифт, верска, дизайн», Дж. Фелличе
— «Структура дизайна. Стильное руководство», Тимоти Самара
— «Grids are Good», Khoi Vinh & Mark Boulton

вот это прямо в точгу

Многие дизайнеры (и я в том числе) пришли к выводу, что работать с дураками — себе дороже. Поэтому делаются попытки определить степень адекватности заказчика до начала работ. Я часто говорю: важно не количество денег, а то как они достаются. Иногда ты можешь с радостью работать за 100 $, а иногда за десять тысяч выносят тебе мозг по полной!

Хорошая статья. Нашел в ней новые полезные и уже осознанные ранее вещи.

Чес и вправду хороший)
Но народ требует живого общения! :)

И где же ты был, когда мы недавно выпивали у Хоромого Пола?

Онлайн — это хорошо. Потому что после оффлайна у меня уже вопросы по сеткам накопились к тебе )

Это славно.
Вопросы — это хорошо.

Обычно, интересно читать короткие статьи или вопрос и короткий ответ. Но эта статья очень понравилась. Читалось легко :)

  • 1