Журнал дизайн-бюро «make»

День за днем.


Previous Entry Поделиться Next Entry
Павел Колодяжный о форуме «Спасибо, Кэп!»
2009-май
iderins wrote in we_make_lj

Мы с Павлом Колодяжным, дизайнером, арт-директором и основателем бюро «make», встретились в Крыму не случайно. Я хотел распросить о нашумевшем форуме «Спасибо, Кэп», который уже второй год организует бюро «make» совместно со студией «Март».

Привет, Паш. Как-то ты в твиттере писал, что большинство твоих интервьюеров отличаются удивительной однообразностью вопросов. Чтобы этого избежать я решил поговорить живьём. Более того, я даже не читал твоих прежних интервью, поэтому мой интерес к тебе будет девственным и незамутнённым.

Привет, Игорь. Круто, что мы наконец встретились.

Что тебе не нравится в существующих конференциях и профильных мероприятиях, которые, возможно, конкурируют с «Кэпом»?
Например: «404фест», «UxCamp», «8p», вам конкуренты?

Не могу сказать, что мы конкуренты или что мне что-то не нравится в других мероприятиях. Нет. Тут скорее нужно говорить о позиционировании. Например, Самарский «Фестиваль-404» мне очень симпатичен по духу. Сам был множество раз. Но он ориентирован в первую очередь на Россию — в прошлом году я был единственным украинским участником и докладчиком. Один из всей страны.

В Украине есть отличные тематические мероприятия. Например, «UxCamp» — замечательный формат настоящего кэмпа, организуется моими хорошими знакомыми. В этом году я присутствовал на нем в качестве приглашенного эксперта. Есть «Киевский Международный Фестиваль Рекламы» — серьезное и уважаемое всеми мероприятие. Есть конференция «8p» в Одессе. Есть не до конца мне понятный «iForum» в Киеве. Мероприятия есть. Все они узкоспециализированные — юзабелитисты, маркетологи, рекламщики. И нет ни одного профильного мероприятия для нашего брата, для разработчиков и дизайнеров сайтов.

Заполняете пустующую нишу?

Ни в коем случае. Это скорее «боль за отечество». Обидно, что украинские web-дизайнеры, при том, что заслуженно считаются одними из лучших в СНГ, не имеют профильного мероприятия, которое бы обьединяло и стимулировало развитие отрасли.

Так у вас на «Кэпе» и россияне тоже выступают?

Конечно выступают. Если мы не смогли пригласить интересного докладчика на нужную тему в своей стране, ищем в соседних. Это не совсем соответствует идеологии «Кэпа». Мы в первую очередь отдаём предпочтение украинским докладчикам. Те, кто что-то умеет и делает внутри страны — в приоритете. Ведь наши соотечественники должны знать, что у нас в стране есть мозги, есть уровень, есть специалисты мирового уровня, есть тусовка. Не в волшебных странах и неведомых далях. А тут, рядом, под боком, вокруг.

Получается что у вас были возможности собрать знаменитых личностей из Яндекса, Британки, диджитал-агенств и веб-студий СНГ, но вы сознательно ограничили круг докладчиков украинцами?

Именно так. Собрать москвичей слишком просто. Но нам не хотелось пересечения по докладам и докладчикам с уже существующими конференциями. Самобытность и разнообразие должны быть, и мы не гнались за именами. Собирали пазл из интересных докладчиков для получения общей картины форума.

Поцреот?

Не сказал бы, что это патриотизм. Мой двигатель — не заполнение ниши, и не патриотизм. Это желание шевелить, двигать, активировать дизайнеров Украины. Развивать отрасль. Мой частый мотив в работе — искоренять недостатки. В стране, в которой я живу, есть недостаток профильных мероприятий. Бац! Сделано. Точно так же рождаются идеи и других проектов. Вижу пробему и в голове рождается ее решение.

Список партнёров и спонсоров как бы намекает, что бизнес-интересы в «Кэпе» есть.

Отрицать желание заработать на «Кэпе» глупо, но по большому счёту это авантюрный проект, по фану. Есть драйв, есть движуха, есть тусовка. Это уже не мало. А бабло? Бабло — это топливо, строительный материал. Не будет бабла ты даже пять человек попить пива не соберешь.

Почему место для проведения форума — Одесса?

Первоначально, когда только родилась идея профильной безымянной конференции, я рассматривал два города: Севастополь и Одессу. Важно было, чтобы это был большой и развитый город, на берегу моря, с хорошей инфраструктурой и гостиницами. Оба города по этим критериям подходили. Но Одесса выигрывала с точки зрения равной удалённости: из любого города украины, и из Севастополя, и из Львова, можно добраться за ночь.

Мероприятие масштаба страны я своими силами потянуть и не думал. Мне нужен был партнер. Этим человеком оказался Коля Корецкий, директор студии «Март» в Одессе. Мы были знакомы благодаря моим дизайнерским походам. Он позвал меня рассказать о своей идее конференции и с первых же слов я понял: «Bingo! Удача тебя услышала. Ты искал партнера? Он сам тебя нашел!» Объединили идеи, опыт, наработки, поделили обязанности. Вместе мы смогли сделать то, что порознь нам казалось неподъемным!

Давай про плохое. Много у вас было факапов?

Факапы конечно же были! И много. Особенно при организации первого «Кэпа». Встретились двое, сказали друг другу «Давай!» и через две недели дали. Вместо ожидаемых скромных 50-60 человек, приехало в два раза больше. Помещение пришлось менять накануне мероприятия. Была смешная аудитория университета, доска, парты, все дела. Жарко. Со скромными кофе-печеньками. С людьми, которые разбрелись по всей Одессе в поисках обеда. Плохой звук, хреновое видео, отсутствие нормального интернета. Переполненое афтапати. Но наше сознание быстро вычеркнуло недостатки, ибо мы были просто охуевшими от самого факта проведения и того, что из ничего родилось что-то.

У меня аж мурашки побежали от восторга. Чесслово! Чем этот год отличается от прошлого?

Щенячий восторг сменился критичностью. Появились амбиции и желание сделать серьезное мероприятие. Хороший и просторный зал, новые докладчики, лучше организация, отличный оператор, видео и звук, сказочные обеды и брейки, спланированное афтапати, информационная и спонсорская поддержка — всё было на уровне. Но в этом году процесс был важнее факта, произведена работа над ошибками, появились показатели эффективности. Подумаешь, что провели лучше, чем в прошлый! Подумаешь, что всего в 3 раза больше участников! Есть над чем работать, есть места которые нужно подтянуть. Есть что менять, чтобы сделать ещё интереснее и еще круче.

Цели форума с одной стороны предполагают развитие дизайнеров, в том числе начинающих, но при этом цена входного билета выросла почти в три раза?

Да, она выросла всего лишь в три раза. При том, что уровень мероприятия вырос значительно больше. Прошлый однодневный «Кэп» работал, что называется, на высунутом языке и энтузиазме. Все делалось бесплатно, либо почти бесплатно, по знакомству. Даже докладчики выступали по дружбе, приезжая за свои деньги. Мероприятие этого года много лучше и взрослее. Но всем приятней считать чужие доходы, не думая о расходной части. Даже когда лежишь целый день на арендованном пляже в формате all inclusive ))) Меня это не парит. Я хорошо знаю, что наша цена уже не смешная, но еще символическая. По сравнению с другими мероприятиями аналогичного уровня.

А много было бесплатников? Блогеров и журналистов? Они оправдали своё присутствие?

Приблизительно каждый пятый участник был бесплатным. Это друзья, сотрудники, «капитаны» прошлого года, журналисты, блоггеры, сотрудники спонсоров и докладчиков. Все они получали бесплатные приглашения. Почти все были «заслуженным бесплатником» — эти люди сильно помогали словом, делом, советом. Хотя, конечно, половина инфопартнеров не выполнила своих обязательств. Например по отчетам с мероприятия. Ну да хвост им в гриву, ведь через год снова обратятся.

Покажем им пример этой статьей! )

Читатели уже наверное решили, что я тебе тут всячески рекламирую. Что ты продвигаешь с помощью «Кэпа»? Бюро «make» или личность Павла Колодяжного? Рассчитываешь ли ты на новых клиентов проводя такое крупное событие?

Ни то, ни другое, ни третье. Цели и мотивацию мы обсудили уже. Если говорить о бюро, то последние два с половиной года мы заказчиков не ищем. Совсем. Значит в подобном продвижении просто не нуждаемся. Да и не клиентская у нас конференция, а профессиональная. На такой клиентов не ищут. Только дизайнерское движение, только общение, только хардкор! Возможность быть услышанным в среде лояльного сообщества профессионалов стоит многого. Форум — наш вклад в развитие индустрии. И если в прошлом году мы говорили о том, как из творческого дизайнера сделать успешного бизнесмена, то в этом году мы рассуждали о будущем. Форум посетило почти 300 человек, арт-директора, владельцы студий, дизайнеры-одиночки, просто неравнодушные люди и каждый вынес с форума что-то своё.

Стандартный вопрос о названии. С моей скромной точки зрения «Спасибо, Кэп» намекает на очевидность, понятность и не тянет на инновационность.

В интервью никто пока не спрашивал об этом. Но столько раз спрашивали лично, что пора бы зафиксировать.

Клёво, буду первым, кто нацарапает на скрижалях истории тайну имени форума. Рассказывай.

Есть в рунете странная тенденция: люди не готовы признать свою неосведомлённость. У нас куча снобов, в отличие от Запада. Это знают многие коллеги, выкладывающие свои работы одновременно на Behance и Revision. На Западе почти все коллеги говорят, как круто, чувак, что ты что-то сделал! У нас же встречают пожиманием плечами встречают как говно так и крутые работы. Снобский скептический ответ на любую, хоть самую крутую информацию — это russian way. И наше название его отражает. Кроме этого лучше занижать ожидания, а потом приятно удивить, чем стучать пяткой в грудь, а потом слить вторичку.

О,да. Те конференции, где я был именно такая картина. Всё что про будущее и горизонты на поверку оказывалось в лучшем случае сегодняшним днём, а чаще вторяком.

Мы стараемся звать интересных людей. И не премелькавшиеся лица. Много первичных докладов, которые звучали впервые и были подготовленны специально для форума, в рамках общей темы. И брались новые спорные, не устоявшиеся темы, а не пережеванное и всем ясное. Это порождает поиск, споры, дисскусии. Включает мозги. Это и есть цель мероприятия.

Я обратил внимание что твой доклад 2011 года («Леонардо нервно курит») чуть веселее доклада 2012 («Небесный капитан и мир будущего»). С чем это связано?

Разная тема, разная подача. В этом году в докладе о форсайтах «Небесный капитан или мир будущего» я рассуждал о многих актуальных и важных для меня вещах, но выступил, считаю, хуже чем в прошлом. Думаю, что мне вообще не стоило выступать. Ведь голова была забита организационными вопросами и ответственностью за мероприятие. Стою на сцене, а сам думаю о чем угодно, только не о своем выступлении. Но доклад был нужным и важным, так как он давал отправную точку, трамплин для выступлений последующих докладчиков.

Всё было вполне достойно. Кстати негативных отзывов о форуме я не нашёл. Это хорошо. Модерируются ли участники конференции? Дикие тролли попадались? Конкурирующие течения?

Людей мы не фильтровали, это глупо. Троллей было немного, но не идиотов, а хороших провокаторов, которые подогревали дискуссии. Среди докладчиков, тоже встречались опоненты. Денис Довгополый и Ярослав Трофимов говорили о разных сторонах одной проблемы. Желающие смогут посмотреть видео и составить собственное мнение. Но народ у нас в целом мирный. Присутствовали и организаторы других украинских конференций — «DCamp», «UxCamp», «8p». Но это нормально. Ведь мы не конкурируем напрямую по аудитории. А здоровая конкуренция: соревнование за престиж, не допускать ошибок соседа, делать лучше, — все это только идет на пользу качеству мероприятий в стране.

Куда делись сиськи из твоих докладов? В будущем нет им места?

Действительно, раньше я помещал изображения и эксплуатировал тему сисек в своих докладах, но в этом как-то пропустил. На самом форуме, как ты помнишь, тема была раскрыта — другие докладчики не смогли преодолеть искушения. Вообще об использовании штампов, ярлыков и мемов в докладах можно много говорить.

Давай поговорим о спонсорах. Информационные? Вы искали или вам себя предлагали журналисты?

Все инфоспонсоры указанные в подвале сайта форума обратились к нам сами, мы никого не искали и не убеждали. Более того, в последние дни, когда уже СМИ-пакет был сформирован, у нас появились выходы на очень крупные медиаресурсы, но эти возможности мы оставим на грядущий год.

В этом году вы говорили о будущем. А какая тема будет у следующего форума?

Тема будущего, как и тема сисек не может быть раскрыта на 100%. Но то, что «Кэп-2013» будет — факт! Подготовку к нему мы начинаем уже в этом октябре. Многое будет изменено и улучшено, формат мероприятия тоже поменяется. Например, появится многопоточность, разделенная на тематические секции и направления. Кроме этого мы снова хотим поднять планку по количеству участников. Появятся вещи которых не было до этого ни в Украине ни в России. Это ноу-хау, о котором заинтересованные стороны узнают из анонсов. А тематику за год до проведения оглашать глупо.

Я уже туда хочу. Так, а что останется неизменным?

Название, место, организаторы, гарантия хороших впечатлений и полезно проведённых выходных. Взятую нами высоту понижать не планируем, каждый год планка только поднимается.

Ну а где эта грань между конференцией на 500 человек для своих и, например, «iForum» для 5000 праздношатающихся людей. Тебе нужно становится таким большим?

Нет, такого точно не надо. Согласно закону целостности групп, существуют коллективы, компании и толпа. В каждой из групп свои схемы поведения и взаимоотношений. У нас нет цели сделать «Кэп» мегабольшим и мегаприбыльным ивентом ради сбора дани. Мы делаем сообщество единомышленников, сами являемся частью процесса, получаем удовольствие от происходящего.

У меня закончились заготовленные вопросы. О чём я не спросил, но ты бы очень хотел рассказать?

Даже не знаю. С прошедшего «Кэпа» я ушёл с чётким пониманием того, что конкретно можно сделать круче. Это для меня очень важно — когда ясно, что и как нужно делать. Все задумки, мысли, идеи я хочу воплотить в следующих мероприятиях.

Спасибо тебе большое за ответы, видение, опыт и, конечно, за форум. У вас всё получается.

А то! )

 

 

Брал интервью Игорь Сорокин, а фотографировал Вениамин Корецкий.


?

Log in